Рекомендации для учредителей и редакций средств массовой информации

Рекомендации для учредителей и редакций  средств массовой информации

В сфере средств массовой информации

Перечень основных нормативных правовых актов, непосредственно  регулирующих деятельность средств массовой информации:

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

- Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

 

Рекомендации по исполнению требований законодательства в сфере СМИ

- Соблюдение требований ст.8 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г. редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

Изготовление и распространение продукции средства массовой информации без его регистрации влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

- Соблюдение требований ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г. не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

Изготовление и распространение продукции средства массовой информации с нарушением указанной статьи влечет также вынесение письменного предупреждения о недопустимости нарушения законодательства о СМИ на основании статьи 4 в соответствии со статьей 16 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

Предусмотрена и административная ответственность.

Распространение информации, содержащей пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, влечет административную ответственность, предусмотренную ст.6.21 КоАП РФ;

Распространение информации, содержащей нецензурную брань, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст.13.21 КоАП РФ;

Распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ.

Соблюдение требований ст.8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002г.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002г. не допускается распространение через СМИ экстремистских материалов либо фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности СМИ признаков экстремизм.

В случае выявления факта использования СМИ для экстремистской деятельности, учредителю и (или) редакции (главному редактору)СМИ выносится письменное предупреждение.

Если в течении 12 месяцев в адрес СМИ неоднократно (т.е. не менее 2 раз) делались письменные предупреждения за нарушения Закона РФ «О средствах массовой информации» и (или) Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», регистрирующий орган направляет исковое заявление в суд о прекращении деятельности СМИ на основании статьи 16 Закона РФ «О средствах массовой информации».

- Соблюдение требований ст.11 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г. смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно названия,  языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения допускается лишь при условии перерегистрации СМИ.

Изготовление и распространение продукции средства массовой информации не прошедшего перерегистрацию влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ учредитель обязан письменно уведомить об этом регистрирующий орган в месячный срок.

Несоблюдение данного требования влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

Соблюдение требований ст.20 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

В соответствии со ст.20 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г. предусмотрен порядок принятия и утверждения Устава редакции средства массовой информации (либо заменяющего его Договора между учредителем и редакцией средства массовой информации), положения обязательные для определения в Уставе редакции, а также требование о направлении копии устава или заменяющего его договора в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня  выхода в свет первого номера (выпуска) СМИ.

Несоблюдение данного требования влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Отсутствие устава редакции либо заменяющего его договора влечет признание недействительным свидетельства о регистрации по иску регистрирующего органа на основании статьи 15 Закона РФ «О средствах массовой информации»

- Соблюдение требований ст.27 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);

5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;

6) тираж;

7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";

8) адреса редакции, издателя, типографии.

9) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).

Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Выпуск, а равно распространение продукции средства массовой информации без указания  в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными выпуска влечет административную ответственность, предусмотренную статьёй 13.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях

- Соблюдение требований ст. 7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» №77-ФЗ от 29.12.1994г.

 В соответствии со ст.7 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» №77-ФЗ от 29.12.1994г. производители документов доставляют обязательный экземпляр печатных изданий:

- в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (адрес: 127994, г. Москва, Страстной бульвар, д. 5)

 - в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) филиал "Российская книжная палата" (адрес: 119019, г. Москва, Кремлевская набережная, д. 1/9, строение 8)

Нарушение порядка представления обязательных экземпляров документов  влечет административную ответственность, предусмотренную статьёй 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

- Соблюдение требований Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010г.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010г. классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

Знак информационной продукции указывается: на первой полосе  периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной  продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания; на главной странице  сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной  продукции, распространяемой в данном выпуске.

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований Федерального закона № 436-ФЗ ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Согласно ст.16 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010г. информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

Выпуск и распространение  периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 13.21 и частью 1 статьи 6.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

Время публикации: 09.10.2015 10:11
Последнее изменение: 09.10.2015 10:13