Рекомендации для учредителей и редакций средств массовой информации

Рекомендации для учредителей и редакций  средств массовой информации

В сфере средств массовой информации

Перечень основных нормативных правовых актов, непосредственно  регулирующих деятельность средств массовой информации:

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

- Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

 

Рекомендации по исполнению требований законодательства в сфере СМИ

- Соблюдение требований ст.8 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г. редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

Изготовление и распространение продукции средства массовой информации без его регистрации влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

- Соблюдение требований ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г. не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

Изготовление и распространение продукции средства массовой информации с нарушением указанной статьи влечет также вынесение письменного предупреждения о недопустимости нарушения законодательства о СМИ на основании статьи 4 в соответствии со статьей 16 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

Предусмотрена и административная ответственность (ст. 13.15 КоАП РФ).

Распространение информации, содержащей пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, влечет административную ответственность, предусмотренную ст.6.21 КоАП РФ;

Распространение информации, содержащей нецензурную брань, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст.13.21 КоАП РФ;

Соблюдение требований ст.8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002г.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002г. не допускается распространение через СМИ экстремистских материалов либо фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности СМИ признаков экстремизм.

В случае выявления факта использования СМИ для экстремистской деятельности, учредителю и (или) редакции (главному редактору)СМИ выносится письменное предупреждение.

Если в течении 12 месяцев в адрес СМИ неоднократно (т.е. не менее 2 раз) делались письменные предупреждения за нарушения Закона РФ «О средствах массовой информации» и (или) Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», регистрирующий орган направляет исковое заявление в суд о прекращении деятельности СМИ на основании статьи 16 Закона РФ «О средствах массовой информации».

- Соблюдение требований ст.11 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г. cмена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации.

Изготовление и распространение продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации учредитель обязан письменно уведомить об этом регистрирующий орган в месячный срок.

Несоблюдение данного требования влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

Соблюдение требований ст.20 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

В соответствии со ст.20 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г. предусмотрен порядок принятия и утверждения Устава редакции средства массовой информации (либо заменяющего его Договора между учредителем и редакцией средства массовой информации), положения обязательные для определения в Уставе редакции, а также требование о направлении копии устава или заменяющего его договора в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня  выхода в свет первого номера (выпуска) СМИ.

Несоблюдение данного требования влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Отсутствие устава редакции либо заменяющего его договора влечет признание недействительной регистрацию СМИ по иску регистрирующего органа на основании статьи 15 Закона РФ «О средствах массовой информации» 

- Соблюдение требований ст.27 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991г.

ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) «О средствах массовой информации»: 

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет;

5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;

6) тираж;

7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";

8) адреса редакции, издателя, типографии;

9) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Выпуск, а равно распространение продукции средства массовой информации без указания  в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными выпуска влечет административную ответственность, предусмотренную статьёй 13.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях

- Соблюдение требований ст. 7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» №77-ФЗ от 29.12.1994г.

Порядок доставки, хранения, учета обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме, меры защиты при доставке обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме, порядок компьютерной обработки данных обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме в целях их классификации и систематизации, а также требования к формату доставляемого файла устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Нарушение порядка представления обязательных экземпляров документов  влечет административную ответственность, предусмотренную статьёй 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

- Соблюдение требований Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010г.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010г. классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

Знак информационной продукции указывается: на первой полосе  периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной  продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания; на главной странице  сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной  продукции, распространяемой в данном выпуске.

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований Федерального закона № 436-ФЗ ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Согласно ст.16 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010г. информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

Выпуск и распространение  периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 13.21 и частью 1 статьи 6.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Время публикации: 09.10.2015 12:11
Последнее изменение: 26.05.2023 16:12